Открой свой бизнес

Как начать личный бизнес, не имея особенных познаний, опыта, да и, собственно, начального капитала? Вы скажете - это несбыточно! И все-таки есть отдельные сферы бизнеса, барьеры вступления в которые довольно невелики. Правда, и конкуренция в этом бизнесе, как правило, на редкость значительна. И, тем не менее, если у вас есть большое желание, высокая работоспособность и упрямство - вы вполне сможете выстоять в конкурентной борьбе и отвоевать себе место под солнцем. Тем не менее сегодняшний материал мы посвятим делу, начать которое можно практически с нуля, и это на фоне довольно низкой конкуренции на рынке.

Правда, этот рынок пока не особенно раскручен, однако, судя по мировым темпам его развития, у этой сферы бизнеса большое будущее. Мы говорим о клининговом бизнесе, или проще - о компаниях по уборке помещений.

Сначала немного статистической информации. В конце 2002 года только в Европе было зарегистрировано 8200 клининговых компаний, а годовой оборот этого рынка составил 30 миллиардов евро. Темпы развития клинингового бизнеса необыкновенно высоки. Уже сегодня в США более 80% нежилой недвижимости обслуживается сторонними клининговыми компаниями. В Украине и России этот рынок практически не освоен. Львиная доля потребления услуг клининговых компаний приходится на столицы и при этом в основном на представительства крупных иностранных компаний. А региональная индустрия клининговых услуг развивается неторопливо, но, как показывает мировая практика, это лишь вопрос времени.

Поэтому, если у вас нет особенных предпочтений относительно сферы ведения бизнеса, то стоит устремить свой взор на указанный сегмент.

Начнем с начальных вложений. Если стартовый капитал у вас действительно близок к нулю, а желание войти в клининговый бизнес велико, то на первом этапе можно ограничиться мытьем окон. Комплект для этой нехитрой работы вам обойдется всего в 100-200 долларов.

Если же вы хотите оказывать более широкий спектр услуг, то стоит подумать о более серьезном оборудовании (которое, к слову, тоже можно покупать понемногу, по мере расширения бизнеса). Так, дисковая машина для усиленной глубокой чистки полов (плитка,линолеум,мрамор и т.д.) стоит в районе 1500 долларов. Экстракторный пылесос для химической чистки ковровых покрытий и мягкой мебели будет стоить в районе 3000 долларов, пылесос - порядка 500 долларов. Не забывайте о расходных материалах (перчатки, тряпки, мочалки и т.п.) и средствах бытовой химии - это тоже может потянуть долларов на 200-300. Поскольку профессиональное оборудование для уборки довольно тяжелое и часто габаритное - стоит обдумать вопрос о доставке его заказчику – а, следовательно, нанять автомобиль или возить на личном транспорте. Так что к постоянным затратам прибавьте еще и затраты на бензин.

Ну и, конечно, персонал. Хотя для начала достаточно 2-3-х человек, проблема с набором работников стоит в клининговом бизнесе особенно остро. Связано это, прежде всего с большой текучестью кадров в клининговом бизнесе - работа, сами понимаете, не особенно престижная. Однако все-таки самая большая ответственность связана с оценкой надежности сотрудников. Надо быть хорошим психологом, чтобы не ошибаться с подбором персонала – им предстоит работать в офисных и жилых помещениях, в которых, как правило, много материальных ценностей. Во избежание риска все сотрудники должны подписать договор о материальной ответственности за порчу или пропажу вещей заказчика и договор о неразглашении коммерческой тайны.

И еще одно немаловажное дополнение: набирая работников, учтите следующий фактор: оборудование может весить от 10 до 100 кг, и для его перемещения нужен физически сильный человек. Но мужчинам работа по уборке помещений интересна меньше всего. Найти выход из положения можно, наняв основной состав из женщин, а бригадиром к ним поставить мужчину, на плечи которого и возложите обязанность переносить оборудование и следить за качеством выполнения работы.

Немного о качестве: его тоже надо измерять. Как минимум необходимо чтобы оно соответствовало ГОСТу Р 51870-2002 - «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений».

Также стоит учитывать и особенность режима работы клининговых компаний. Почти всегда, львиная доля заказов приходится на выходные дни, ночное время или праздники, когда уборка проходит в присутствии сотрудников службы безопасности заказчика. Кроме этого надо понимать, что у каждого вашего потенциального клиента свой график, к которому скорее всего придется подстраиваться. Следовательно, технологический процесс для каждого объекта определяется индивидуально, с учетом того, что вы не сможете держать двойной штат сотрудников только потому, что в один из дней два или несколько ваших клиентов пересекаются в графике во времени.

Вообще вопрос содержания штата сотрудников традиционно является одним из самых болезненных для начинающих бизнесменов. Существует два подхода к оплате труда работников. В первом случае выплачивается фиксированная заработная плата, и вы оплачиваете их услуги не зависимо от того, сумели ли вы обеспечить их работой или нет. Во втором случае работникам выплачивается процент от суммы заказа (как правило, порядка 15-20% на бригаду).

И еще один очень дельный совет. Настоятельно рекомендуем - не жалейте деньги на изготовление формы для персонала. Начинающие бизнесмены часто пытаются на этом сэкономить - а зря: аккуратный внешний вид работников - это лицо вашей компании, не говоря уже о побочном рекламном эффекте, который создает фирменный логотип на одежде персонала (так же логотип компании советуем поместить и на автомобиль).

Само собой, подумайте об офисе, который тоже желателен. Утешает тот факт, что для клининговой компании присутствие офиса в центре не является критичным. Намного более важен удобный вход (постоянно придется вносить и выносить оборудование) и парковка. Если бизнес серьёзный, то стоит подумать и о подсобных помещениях для хранения инвентаря и расходных материалов, а значит, согласовать вопросы соответствия этого помещения требованиям СЭС и пожарных.

Рассмотрим доходы от клинингового бизнеса. Сначала остановимся на расценках работ. Вот примерные цены клининговой компании.

  • Линолеум - 14-34грн./м.
  • Мрамор - от 25 грн./м.
  • Ковровые покрытия - от 10 до 25 грн./м.
  • Чистка мебели - от 30-60грн.посадочное место.
  • Генеральная уборка от 13-50 и до 65 в зависимости от загрязнения.
  • Мытье фасадов от 10грн. за метр.
  • Минимальная площадь уборки - 50 м.

При площади менее 150 м транспортные услуги оплачиваются дополнительно.

По большому счёту рентабельность клинингового бизнеса высокая - порядка 20-35%, иногда может достигать и 40%-50%, так что перспективы развития компаний в этой сфере на редкость оптимистичны.

Но учтите, что спрос на услуги по уборке помещений носит ярко выраженный сезонный характер. Поэтому даже крупные столичные компании предпочитают заниматься клинингом параллельно с другими видами бизнеса.

Часто деятельность компаний по уборке помещений совмещают с подбором домашнего персонала (няни, гувернантки, сиделки), уходом за приусадебными участками или продажей профессиональной бытовой химии. Так что, принимая решение о начале клинингового бизнеса, сразу просчитайте многообразные пересекающиеся виды деятельности.

<< Назад